Таинство Миропомазания

Миропомáзание (греч. Миро — благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.

1. Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в год или в несколько лет.
2. Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

Цель совершения Таинства. Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы — «дар Святого Духа».

Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.

Схема чинопоследования
1. Помазание святым Миром.
2. Хождение вокруг купели.
3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).
4. Пострижение власов главы.
1. Помазание святым Миром

1. Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром: «И по молитве помазýет крестившагося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах (наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп), и глаголя: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела.

2. Хождение вокруг купели
Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца. В это время поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекóстеся. Аллилуиа» (трижды).

3. Омывание святого Мира
Обряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым «обрядам восьмого дня», которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение

4. Пострижение власов главы
Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит: «Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

(39)